Главной целью
программы является всесторонне развитие ребенка, формирование у него умения
учится как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных
качеств, необходимых для успешной самореализации в жизни.
Программа нацелена сформировать у ребенка познавательный интерес, внимание,
память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и
деятельностные способности. Именно на решение этих задач сориентирован весь курс
дошкольной подготовки по математике, разработанный в Ассоциации «Школа
2000…».
Поэтому, основными
задачами математического развития являются:
·
Формирование мотивации
учения, ориентируемой на удовлетворение познавательных интересов, радости
творчества;
·
Развитие мыслительных
операций;
·
Формирует умение
понимать правила игры и следовать им;
·
Развивает вариативное
мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
·
Развивает речь, умение
аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
·
Увеличивает объем
внимания и памяти;
·
Формирует произвольность
поведения, умение владеть волевыми усилиями, учит устанавливать правильные
отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
·
Формирует общеучебные
умения и навыки.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие
закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного
анализа, сравнения, выявление существенных признаков и обобщения.
Занятия с детьми – это система дидактических игр, в процессе которых дети
исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения,
соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно
ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой. Дети
не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают с
игрушками, картинками.
Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное
продолжение его игрой деятельности. Занятия проводятся в атмосфере
доброжелательности, для каждого ребенка создается ситуация успеха. Это важно не
только для развития познавательных процессов, но и для сохранения и поддержки
его здоровья.
В комплект «Игралочка» входит один альбом-тетрадь, который на
занятиях в группах младшего дошкольного возраста не используется – он
предназначен для совместной работы детей с родителями после занятий. Комплект «Игралочка» для детей старшего
дошкольного возраста напротив содержит
задания, которые дети выполняют на занятиях, а какую-то часть рекомендуется
выполнять дома вместе с родителями. Конечно, никто не обязывает родителей
дополнительно заниматься со своими детьми. Альбомы тетради лишь предоставляют
им шанс внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка.
Это шанс не только подготовить своего ребенка к школе, но и вместе научиться
преодолевать трудности учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним
наблюдателем его продвижения по ступенькам знаний, а включиться в этот процесс,
стать его заинтересованным участником.
Занятия в тетрадях следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не
занят каким-то интересным делом: ведь ему предлагается поиграть, а игра – дело
добровольное.
В конце альбома приведены рекомендации для родителей, которые помогут им
методически грамотно построить беседу с ребенком. Ни в коем случае не следует
торопить ребенка или останавливать ребенка – каждый ребенок должен работать в
своем темпе.
Нельзя сразу же
объяснять ему, что и как надо делать. Ребенок должен попробовать сам! Своим
невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты
справишься!» Надо набраться терпения и выслушать даже самые, на первый взгляд,
абсурдные предложения ребенка: у него своя логика, и у взрослого нет другой
возможности познакомиться с ней, как выслушать все мысли ребенка до
конца.
Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания за один раз.
Если у малыша пропал интерес – надо прерваться. Но уже начатое задание лучше
довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом.
При переходе в старшую, а затем и в подготовительную группы, часть заданий дети
выполняют вместе с воспитателем в группе. Постепенно дошкольники приобщаются к
формам работы, которые ожидают их в школе. Содержание заданий активизирует их
мыслительную деятельность, заставляет наблюдать, анализировать, перебирать
различные варианты решений. В результате этой работы, с одной стороны,
формируются те качества, которые как раз и определяют психологическую
готовность ребенка к школе, а с другой – закладываются основы развития всех
содержательно-методических линий курса математики основной
школы.
|