![](http://detluchik.ucoz.ru/_si/0/51349492.gif)
Одним из видов вредных привычек являются невротические привычки, связанные с патологическими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс, разовый или постоянный, на неправильное поведение взрослых, стремящихся искоренить, а вместо этого, наоборот, закрепляющих эти привычки. Речь идёт о таких вредных привычках, как грызение ногтей, сосание пальца, раскачивание перед сном, энурез (непроизвольное мочеиспускание), навязчивые движения рук или лица, головы, тела, плечевого пояса (тики) и др. Эти привычки не являются по сути привычками, а скорее, особенностями слабой незрелой психики в условиях, в которых почему-то не произошло формирования и закрепления на физиологическом уровне правильных, адекватных реакций. Чаще всего эти привычки свидетельствуют о наличии огромного внутреннего напряжения, которое ослабевает при выполнении тех или иных действий. Тики, энурез, навязчивые действия вообще не снимаются без помощи психоневролога, без применения медикоментозной терапии. Грызение ногтей, сосание пальца может пройти само при правильной организации жизни ребенка. Все эти привычки представляют собой средство патологической компенсации недостатка положительных эмоций, любви, излишней строгости родителей. Практически все невротические привычки берут исток из дома, где ребёнок провёл первые годы жизни и обычно испытывал определённые трудности. Напряжение, в котором пребывает такой ребёнок, может возникать или усиливаться от самых, казалось бы, невинных вещей: кто-то боится самостоятельно делать новое действие из-за негативной оценки или неприятия взрослых, кто-то теряется в незнакомой обстановке, кто-то не может попросить о чем-то, стесняется задать вопрос, избегает прямого общения с взрослым. При этом бывают и такие дети, которые легко вступают в контакт со взрослыми, но не умеют играть, общаться, действовать вместе с детьми. В постоянном напряжении пребывают дети, недавно начавшие посещать детский сад и ещё не полностью адаптированные к новым условиям. Любое напряжение, которое испытывает ребёнок, может выражаться в плаче, крике, капризах, агрессивных действиях – это обычно и происходит с детьми и никто этому не удивляется. Эти реакции понятны и достаточно закономерны. Но в некоторых ситуациях происходит по - другому. Дети, чья непосредственная реакция на стресс грубо подавляется (им запрещают плакать, наказывают за крик и др.) как бы «загоняют» свои переживания внутрь. В этом случае вместо сдерживаемых резких реакций, которые мог бы себе позволить ребёнок, появляются тики, судороги, заикание. Агрессия, которой не дали выхода, может обратиться на самого ребенка – кусание губ, языка, пальцев, грызение ногтей, дёргание себя за волосы. Это так называемые проявления аутоагрессии. Грубость и резкость взрослых только усиливают напряжение ребенка и соответствующие негативные проявления. И то, что мы считаем вредной привычкой, на самом деле – формирующийся невроз. Что же необходимо предпринять взрослым: - Детям с невротическими нарушениями, которые взрослые склонны относить к вредным привычкам, необходимо обеспечить максимально спокойное и эмоционально комфортное состояние. - Проявление любви, ласки, тёплого и чуткого отношения к ребенку. - Уменьшение чрезмерных родительских требований, отказ от понуканий и непоследовательного отношения к детям. - Нормализация семейных отношений. - Не пытаться искоренять» невротические привычки силовыми методами. - Наполнить досуг детей разнообразными впечатлениями. - Их привычки, странности, особенности сглаживаются, если не обращать на них слишком много внимания, а помочь ребенку отвлечься от них, предложив новую игрушку, интересную книжку, весёлую игру, танец, песенку. Таким детям полезны движения, музыка. Многим нравится рисовать. Всё, что посильно такому ребенку, способствует его эмоциональному комфорту, должно быть использовано взрослыми. - Однако если ребёнок боится, стесняется общаться с взрослыми и сверстниками – принуждать нельзя. Его можно лишь приободрить, выразить уверенность, что в другой раз он, если захочет, поиграет с детьми, съедет с горки, нарисует картинку и т. д.
![](http://detluchik.ucoz.ru/_si/0/30566113.gif)
Тема: «Злость»
Цель: Научить ребенка контролировать своё эмоциональное состояние.
Освоить с детьми позитивные формы общения со сверстниками.
Задачи: - Продолжать знакомить детей с эмоцией «злость».
- Развивать умение распознавать и передавать свое эмоциональное
состояние, используя различные выразительные средства.
- Обучать умению управлять своим
гневом и выражать его в приемлемой форме.
- Развивать тактильные ощущения, учить чувствовать свое тело.
Оборудование:
дорожки для ходьбы (поролоновая, ребристая, с шипами); мягкие шарики, листы
бумаги А-4, наборы восковых мелков по
количеству детей; мяч; труба; воздушный шарик; бумажные сердечки.
Ход:
1.
Приветствие.
Доброе утро! И всем улыбнитесь.
Справа и слева друзьям поклонитесь.
Будем дружить, помогать всем всегда-
Вы согласны?
Ответьте мне: «ДА!»
2.
Упражнение «Дорожки».
-Сегодня вам
предстоит путешествие в сказку. А вот дорога, по которой вы пойдете, -
необычная. Она наделяет идущего по ней волшебной силой. Сначала дорога ровная и
гладкая, а потом на ней появляются кочки, по которым надо не идти, а прыгать. А затем начинается
самый трудный неровный участок. Когда будете идти по дорожкам, слушайте, как
напрягается ваше тело, оно заполняется волшебной силой. Закончив путь, садитесь
на стул и расслабьтесь.
- Вы очутились в
стране сказок. Здесь живут необычные волшебные сказки. Одну из них я вам сейчас
расскажу.
3. Рассказывание сказки «Могучий дуб и
кабанчик».
4. Общее обсуждение проблемы:
- Кто главные герои
сказки?
- Что побудило
кабанчика обидеть дуб?
- Кого вы пожалели
в сказке?
- А за кого
порадовались?
5.Этюд«Дерево»
(звучит аудиозапись музыки
- Давайте все
вместе попробуем изобразить большое, сильное и красивое дерево. Для этого надо
встать в круг, плотно друг к другу, положить руки на плечи рядом стоящих детей,
ноги прижать к полу. Медленно поднять руки вверх. Напрягите все мышцы тела. Вы
могучее, сильное дерево.
- На дереве
образовалась большая рана. Его ветви не тянутся к небу, а опустились к земле
(дети медленно опускают расслабленные руки вниз). Ствол стал слабее (спина
согнута, наклонена вперед; ноги согнуты в коленях). Могучий дуб стал грустным
(дети изображают эмоцию «грусть» на лице).
- Но вот кабанчик
вылечил дуб, и произошло чудо: дерево стало расти (дети выпрямляют спину и
ноги, поднимают руки вверх). Напрягите все мышцы тела, а затем расслабьте.
6. Упражнение «Зеркало».
- Изобразите злого
кабанчика: глаза широко откройте, брови нахмурьте, рот откройте так, чтобы было
видно стиснутые зубы, руки сожмите в кулаки. Очень хорошо!
7. Упражнение «Портрет злости» (с мячом).
- Какого цвета
злость?
- Какие у нее
глаза?
- Какие у нее руки?
- О чем думает
злость?
- Где она
появляется чаще: дома, на улице, в детском саду?
- Есть ли у злости
друзья?
8. Игра «Раз, два, три – где злость
прячется покажи?»
9. Рисование портрета злости.
- А злиться – это
хорошо или плохо? Люди могут иногда злиться друг на друга, при этом сердятся и
обижают других. Сегодня я научу вас злиться, но при этом никого не обижая.
10. Упражнение «Воздушный шарик».
11. Упражнение «Топаем ногами».
12. Упражнение «Бросаем мячики».
13. Упражнение «Волшебная труба».
- Вы почувствовали,
как вам стало легко и спокойно. Вы злились, но никому вреда не причинили,
никого не обидели.
- Что помогло вам
преодолеть злость?
- А теперь пора возвращаться из страны сказок по
волшебной дороге.
Прощание:
- Что вам
понравилось в путешествии?
- Чему вы
научились?
- Давайте возьмемся
за руки и улыбнемся друг другу.
- До свидания!